пятница, 12 января 2018 г.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика


Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки ( с , з , ш , ж , л , р ), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Благодаря современным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основной при обучении письму на начальном этапе.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Языке. На этом этапе ребёнок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз. И далее, около 10. Если статические упражнения – то 8 – это максимум, который ребёнок может выдержать.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у ребёнка.
Рекомендации к проведению упражнений:
*Артикуляционную гимнастику рекомендуется начинать выполнять с общих двигательных упражнений, упражнений с пальчиками; подготовить весь свой моторный аппарат и только после этого начинаем выполнять артикуляционную гимнастику. Поскольку эта гимнастика, то выполнять её надо в хорошо проветриваемом помещении, т.к. с артикуляционной гимнастикой частично проводятся дыхательные упражнения, которые требуют большого количества кислорода.
*Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребёнок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язык? Где он находится (вверху или внизу)?
*Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
*Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 (15) минут, в зависимости от возраста, речевых проблем и усидчивости ребёнка.
*Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
*К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
*В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
*Если во время занятий язычок ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже на короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится специальный массаж.
* В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка.
Если у ребёнка при систематическом выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребёнка серьёзнее, чем вы думали.


Важно помнить, что правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий